Ярославская областная Дума

О деятельности Ярославской областной Думы за период октябрь 2013 года – сентябрь 2014 года

Утвержден
 Постановлением
Ярославской областной Думы
от 30.09.2014 № 265

 

О Т Ч Е Т

о деятельности Ярославской областной Думы

за прошедший год

(октябрь 2013 года – сентябрь 2014 года)[1]

 

Настоящий отчет о деятельности Ярославской областной Думы представляется в соответствии со статьей 23 Регламента Ярославской областной Думы. Отчетный период – с октября 2013 года по сентябрь 2014 года.

Выборы в Ярославскую областную Думу шестого созыва состоялись 8 сентября 2013 года. Первое (организационное) заседание состоялось 1 октября 2013 года.

В Ярославскую областную Думу шестого созыва (далее – Дума) избрано 50 депутатов, из них 25 – по единому общеобластному избирательному округу и 25 – по одномандатным избирательным округам. По состоянию на 01.09.2014 на постоянной профессиональной основе в Думе работает 32 депутата.

Председателем Думы избран Боровицкий Михаил Васильевич.

Заместителями Председателя Думы избраны Волончунас Виктор Владимирович, Заяшников Евгений Николаевич, Исаев Павел Валентинович, Осипов Илья Владимирович.

В соответствии с Регламентом создан Совет Думы (в составе руководителей Думы, председателей комитетов и руководителей фракций) для решения организационных вопросов деятельности Думы, в том числе для утверждения проектов повесток заседаний Думы.

Представителем Думы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации назначен Лисицын А.И.

В качестве постоянных рабочих органов Думы образованы следующие комитеты:

1) по аграрной политике, экологии и природопользованию (председатель А.Б. Окладников);

2) по бюджету, налогам и финансам (председатель В.В. Денисов);

3) по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству (председатель Н.И. Бирук);

4) по депутатской деятельности, этике и регламенту (председатель А.В. Кузьмин);

5) по жилищно-коммунальному комплексу и энергетике (председатель В.В. Тамаров);

6) по законодательству, вопросам государственной власти и местного самоуправления (председатель А.Г. Крутиков);

7) по образованию, культуре, туризму, спорту и делам молодежи (председатель О.В. Хитрова);

8) по социальной, демографической политике и здравоохранению (председатель Л.Ю. Ушакова);

9) по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству (председатель А.Н. Кучменко).

В Думе сформированы депутатские объединения (фракции):

- «Единая Россия» (председатель фракции Н.А. Александрычев);

- «Коммунистическая партия Российской Федерации» (КПРФ) (председатель фракции А.В. Воробьев);

- «Справедливая Россия» (председатель фракции А.Н. Ершов).

Кроме того, в состав Думы входят по одному представителю, выдвинутому партиями «ЛДПР», «РПР-ПАРНАС», «Гражданская платформа», «Российской экологической партией «Зеленые», а также один независимый депутат.

При Думе образован:

-  Совет председателей представительных органов муниципальных образований (муниципальных районов и городских округов) – (председатель Совета М.В. Боровицкий).

 

За период с октября 2013 года по сентябрь 2014 года проведено 10 плановых заседаний Думы в соответствии с «Программами законопроектной работы Ярославской областной Думы на 2013 и 2014 годы» (включая заседание 30.09.2014) и 1 внеплановое заседание. Для сравнения, за предыдущий отчетный период (с июня 2012 года по май 2013 года) было проведено 12 заседаний Думы.

За отчетный период рассмотрено 304 вопроса и принято 429 постановлений, в том числе:

о принятии проектов законов и законов Ярославской области – 222,

о назначениях, избраниях – 47,

о деятельности Думы – 39,

взаимодействие с Российской Федерацией – 43,

награждения – 22,

депутатская деятельность – 35,

другое – 21.

Всего с октября 2013 года по сентябрь 2014 года на рассмотрение Думы в качестве законодательной инициативы внесено 133 проекта законов Ярославской области, из которых по состоянию на 30 сентября 2014 года 81 приняты как законы Ярославской области (кроме того, в качестве законов Ярославской области принято 17 законопроектов, внесенных до сентября 2013 года), 10 остаются принятыми в первом чтении (кроме того, в первом чтении принято 2 законопроекта, внесенные до сентября 2013 года), 12 готовятся к первому чтению, 14 отклонены, 16 отозваны внесшими их субъектами права законодательной инициативы.

Из числа внесенных в отчетном периоде законопроектов: 75 (56%) внесено Губернатором Ярославской области, 39 (29%) – депутатами Думы, 12 – органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области (9%), 2 – прокурором Ярославской области (1,5%); 2 – Губернатором Ярославской области совместно с прокурором Ярославской области (1,5%); 3 – Избирательной комиссией Ярославской области (2%) (Приложение 1).

 

К рассматриваемым в Думе проектам законов Ярославской области вносились поправки. Всего внесена 461 поправка, за исключением отозванных, в том числе 183 поправки (40%) внесены Губернатором Ярославской области (из них 177 приняты, 6 отклонены), 248 (54 %) – депутатами Думы (из них 144 приняты, 114 отклонены), 23 (5%) – прокурором Ярославской области (приняты), 5 (1%) – Избирательной комиссией Ярославской области (приняты), 2 (0,4 %) органами местного самоуправления (1 принята, 1 отклонена).

Группировка законов области и постановлений по сферам деятельности, принятых в отчетном периоде, представлены в Приложениях 2 и 3.

 

 

В этом году можно отметить особенно тесную работу и плодотворное сотрудничество Ярославской областной Думы совместно с органами исполнительной власти Ярославской области над проектом закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». Документ был принят после тщательной и всесторонней проработки базового законопроекта, внесенных поправок и предложений.

В феврале, марте, мае, июне и сентябре 2014 года в связи с необходимостью корректировки доходной и расходной частей областного бюджета Думой были рассмотрены и приняты законы Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

Продолжилось совершенствование налогового законодательства Ярославской области. К числу основных налоговых законопроектов, рассмотренных в отчетный период, следует отнести законопроекты:

- «О внесении изменения в статью 2 Закона Ярославской области «О транспортном налоге»;

- «О внесении изменений в статью 1 Закона Ярославской области «О единых нормативах отчислений в местные бюджеты»;

- «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О налоге на имущество организаций в Ярославской области»;

- «О проекте закона Ярославской области «О признании утратившим силу абзаца второго части 1 статьи 3 Закона Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области» и внесении изменения в статью 2 Закона Ярославской области «О налоге на имущество организаций в Ярославской области»;

- «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области о налогах»;

- «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О введении на территории Ярославской области патентной системы налогообложения».

В части совершенствования бюджетного законодательства были рассмотрены законопроекты:

- «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О бюджетном процессе»;

- «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О сроке составления и утверждения проектов бюджетов муниципальных районов и городских округов Ярославской области».

- «О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Ярославской области «О единых нормативах отчислений в местные бюджеты».

В сфере аграрной политики, экологии и природопользования был принят целый ряд важных «базовых» законов, таких как:

- «О государственной поддержке садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений на территории Ярославской области»;

- «O внесении изменений в Закон Ярославской области «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области»;

- «О распределении разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях».

Кроме того, принят закон «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О регулировании отдельных отношений в сфере недропользования».

В сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики были приняты важные и социально значимые законы:

- «О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Ярославской области»;

- «О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ярославской области»;

внесены изменения в законы Ярославской области «Об отдельных вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ярославской области», «О  региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг», «О градостроительной деятельности на территории Ярославской области».

Также стоит отметить принятие в отчетный период таких социально значимых законов, как:

- «О физической культуре и спорте в Ярославской области»;

- «О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов»;

- «О компенсации расходов по договору найма жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

- «О нормативах бюджетного финансирования образовательных организаций».

В сфере общих вопросов законодательства, вопросов государственной власти и местного самоуправления стоит отметить принятие Закона Ярославской области «Об обязательном государственном страховании государственных гражданских служащих Ярославской области», а также внесение изменений в более чем 20 действующих законов Ярославской области.

Значительное внимание было уделено подготовке ко второму чтению проекта закона Ярославской области «О депутате Ярославской областной Думы». Закон был принят в целом с учетом значительного количества уточняющих поправок.

Также был принят ряд изменений в Регламент Думы.

Стоит особо отметить, что в отчетном периоде в Думу не поступило ни одного протеста и представления прокурора Ярославской области, что свидетельствует о качественной проработке принимаемых Думой документов.

Более подробная информация о специфике рассмотренных за отчетный период вопросов изложена в отчетах комитетов Думы.

 

В течение отчетного периода Дума внесла 4 федеральные законодательные инициативы:

 - проект федерального закона «О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона «О ветеранах» и статью 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

- проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 26.3. и 26.11. Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

- поправки к проекту федерального закона № 469827-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации;

-проект федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации».

Содержание внесенных федеральных законодательных инициатив и стадия их рассмотрения в федеральных органах государственной власти отражены в Приложении 4 к отчету.

Также Дума приняла 14 обращений к органам власти по наиболее острым и насущным вопросам. Специфика обращений и реагирование на них отражены в Приложении 5 к отчету.

 

Ярославская областная Дума достаточно активно осваивает новое направление в своей деятельности – правовой мониторинг и мониторинг правоприменения нормативных актов. В течение отчетного периода в Думе проведен мониторинг целого ряда действующих нормативных актов.

В ходе мониторинга Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013 – 2015 годы, в части расселения аварийного жилищного фонда Ярославской области, были приняты следующие решения:

- подготовить законодательную инициативу в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о внесении изменений в статью 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в части освобождения собственников жилых помещений, признанных в установленном порядке малоимущими, от оплаты разницы в стоимости предоставляемого жилого помещения и изымаемого жилого помещения.

- подготовить совместно с Правительством Ярославской области законодательную инициативу в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о внесении изменений в Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части установления в законе объема долевого финансирования за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на региональные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в размере не ниже50%, а также установления возможности получения финансовой поддержки за счет средств Фонда для расселения аварийного жилищного фонда на территориях субъектов Российской Федерации с учетом площади предоставляемых жилых помещений, а не расселяемых.

- рекомендовать Правительству Ярославской области подготовить обращение в Министерство регионального развития Российской Федерации и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с просьбой об обращении профильных федеральных органов исполнительной власти в Верховный суд Российской Федерации с обозначением проблем, возникающих при исполнении органами местного самоуправления судебных решений о расселении аварийного жилищного фонда; рассмотреть возможность уточнения Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013 – 2015 годы.

Был проведен мониторинг нормативных актов о муниципальном жилищном контроле на территории Ярославской области (в части действии Жилищного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», законов Ярославской области от 06.12.2012 № 61-з «О муниципальном жилищном контроле на территории Ярославской области» и от 29.05.2013 № 30-з «Об отдельных вопросах производства по делам об административных правонарушениях»).

В итоге мониторинга было установлено, что в областном законе не выявлено ошибок юридико-технического характера, противоречий, дублирования и коллизий, а также коррупциогенных факторов. В Ярославской области правовое регулирование вопросов организации и осуществления муниципального жилищного контроля осуществляется в пределах полномочий области как субъекта Российской Федерации, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Устранение пробела в правовом регулировании административной ответственности за нарушения законодательства в сфере организации и осуществления муниципального жилищного контроля возможно путем внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (находится на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации).

При проведении мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» в указанном законе не выявлено ошибок юридико-технического характера, противоречий, дублирования и коллизий, а также коррупциогенных факторов.

По ряду вопросов, возникших в ходе реализации указанного закона, требуется законодательная доработка. Комитету Ярославской областной Думы по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству необходимо рекомендовано ряд изменений в закон, Правительству Ярославской области - создать в регионе единую информационную базу данных об имевшем место факте реализации гражданином права на получение бесплатно в собственность земельного участка.

В целях проведения комплексного изучения правового регулирования отношений в области бюджетного процесса на территории Ярославской области для его дальнейшего совершенствования, повышения качества законодательства и эффективности правотворческой деятельности Ярославской областной Думы, был проведен мониторинга правоприменения Закона Ярославской области «О бюджетном процессе».

Итогом мониторинга стало принятие Закона Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О бюджетном процессе», подготовленный депутатами Ярославской областной Думы, согласно которому региональное бюджетное законодательство приведено в соответствие с последними изменениями федерального законодательства, в том числе - с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации по состоянию на 1 июня 2014 года.

В настоящий момент создана рабочая группа по проведению мониторинга правоприменения нормативных правовых актов в части совершенствования работы по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и утилизации мусора.

 

Еще одним новым направлением работы Ярославской областной Думы является создание при профильных комитетах экспертных советов по ключевым направлениям их деятельности.

Активно работает созданный для координации взаимодействия комитета с организациями, принятия обоснованных решений по рассматриваемым законопроектам и по проблемам экономического характера экспертный совет при комитете по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству. Основное внимание уделяется проблемам развития и поддержки промышленного сектора экономики региона. Экспертным советом инициировано и комитетом проведено 4 круглых стола и конференция «Ярославский промышленный диалог».

В целях проведения экспертных исследований по вопросам ведения комитета, в том числе с целью активного участия в разработке государственных программ Ярославской области, создан экспертный совет при комитете по бюджету, налогам и финансам.

Для более детальной проработки поступающих законопроектов, документов и материалов создан экспертный совет при комитете по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству,

Созданы и приступили к работе экспертный совет при комитете по жилищно-коммунальному комплексу и энергетике, экспертный совет при комитете по образованию, культуре, туризму, спорту и делам молодежи (в части изучения законопроекта «О праздниках и памятных датах Ярославской области»).

 

Важной функцией законодательного (представительного) органа государственной власти региона является осуществление депутатского контроля за деятельностью органов исполнительной власти Ярославской области.

На основании положений Устава Ярославской области Дума заслушала и приняла решение по очередному ежегодному отчету Губернатора Ярославской области о деятельности Правительства Ярославской области; рассмотрела ежегодный отчет начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области о деятельности полиции, состоянии правопорядка на территории Ярославской области; одобрила отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Ярославской области за 2013 год.

Депутаты не только контролировали деятельность органов государственной власти региона, но и давали оценку результатам работы отдельных лиц. В отчетном году за заслуги перед Ярославской областью произведено 14 награждений Почетным знаком Ярославской областной Думы «За заслуги в развитии законодательства и парламентаризма» и 19 награждений Почетным знаком Ярославской областной Думы «За вклад в развитие Ярославской области»; 120 граждан и организаций, осуществляющие деятельность на территории региона, награждены Почетными грамотами Ярославской областной Думы, вручено 244 Благодарственных писем Думы.

По сведениям приемной Думы по обращениям граждан, за отчетный период в Думу поступило 235 обращений граждан; более 12 тыс. граждан обратились в депутатские приемные.

В отчетный период на обеспечение деятельности Думы из областного бюджета выделялись средства на основании Законов Ярославской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» и «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Фактическое исполнение расходов областного бюджета за четвертый квартал 2013 года и два квартала 2014 года в части обеспечения деятельности Думы характеризуют следующие данные:

тыс. рублей

Наименование расходов

4 кв. 2013 год

1-2 кв. 2014 г.

Всего

1.

Центральный аппарат*

32 558,4

56 032,3

88 590,7

2.

Председатель Думы

731,0

1 361,1

2 092,1

3.

Депутаты Думы

13 160,0

27 362,3

40 522,3

4.

Всего

46 449,4

84 755,7

129 205,1

*Включаются расходы на обеспечение деятельности аппарата Думы и депутатов Думы в части зарплаты помощников депутатов, оборудования и организации рабочих мест депутатов и зала заседания, информационного обслуживание депутатов.

 

Несколько слов о ближайших целях, задачах и перспективах работы Думы.

Буквально через несколько дней мы будем рассматривать закон об областном бюджете на 2015 год, который обещает быть достаточно напряженным. Депутатам предстоит внимательно изучить областные программы, при необходимости – искать и находить компромисс между ожиданиями, поставленными целями и реальными возможностями областного бюджета, их увязку с основными параметрами оказания государственных услуг. Необходимо будет выработать действенный и эффективный механизм предварительного согласования государственных программ[2].

Одной из главных задач Думы станет принятие областного закона о промышленной политике, призванного стимулировать производство и обеспечить экономическую безопасность государства, что особенно важно и актуально в реалиях сегодняшнего дня. Тем более, что 2015 год в Ярославской области планируется считать «Годом промышленности»[3].

Поддержка сельскохозяйственного производства должна будет обеспечить продовольственную безопасность региона.

Кроме того, Думе предстоит принять ряд важных решений в сфере местного самоуправления: определить перечень полномочий по решению вопросов местного значений муниципальных образований Ярославской области, установить порядок избрания органов местного самоуправления[4].

 Примечания:

[1].Информация представлена с учетом итогов заседания Думы 30.09.2014.

[2].Закон Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» принят на заседании Думы 30.09.2014.

[3].Законопроект «О промышленной политике в Ярославской области» принят в I чтении на заседании Думы  30.09.2014.

[4].Законы Ярославской области «О сроках полномочий и порядке формирования органов местного самоуправления на территории Ярославской области» и  «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области» приняты на заседании Думы 30.09.2014.

Приложения:
Приложение 1 (диаграмма)
Приложение 2 (диаграмма)
Приложение 3 (диаграмма)
Приложение 4. Федеральные законодательные инициативы Ярославской областной Думы 6 созыва
Приложение 5. Информация об обращениях, принятых Ярославской областной Думой 6 созыва
 

 



Инициативы и обращения Думы в федеральные структуры

 Ноябрь 

П В С Ч П С В
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

 2017 

Трансляция заседания Думы 20 лет Думе История семьи - история победы

Ссылки


    Портал органов государственной власти Ярославской области

    Президент Российской Федерации

    Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

    Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

    Мы в Facebook

    Мы в ВКонтакте

    Мы в Twitter

    Общественная палата Ярославской области

    Избирательная комиссия Ярославской области

    Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)

    Официальный интернет-портал правовой информации

Закупки