«14» мая 2025 г. № 14-04/03
в комитет
Ярославской областной Думы
по бюджету, финансам
и налоговой политике
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
Об исполнении ярославского областного бюджета
за первый квартал 2025 года
13 мая 2025 года в Ярославскую областную Думу поступило постановление Правительства Ярославской области от 12.05.2025 № 462-п «Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за I квартал 2025 года»[1], подготовленное и утвержденное в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Закона Ярославской области от 26.06.2008 № 28-з «О бюджетном процессе». Рассмотрение данного вопроса запланировано на заседании комитета Ярославской областной Думы по бюджету, финансам и налоговой политике 20.05.2025.
На отчетную дату действовала исходная редакция ярославского областного бюджета, утвержденная Законом Ярославской области от 09.12.2024 № 88-з «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов».
При подготовке данной аналитической записки были использованы как приложения к отчету, так и текущая отчетность Министерства финансов Ярославской области за январь и март 2025 года, а также данные Единого портала бюджетной системы Российской Федерации (далее по тексту ЕПБС) и портала ИАС Мониторинг «Открытый бюджет Ярославской области» (далее по тексту ИАС). Это позволило не только провести анализ исполнения в части доходов и исполнения государственных программ Ярославской области[2], но и рассмотреть исполнение по расходам в части разделов и подразделов бюджетной классификации, нацпроектов и предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Ярославской области.
1. Доходная часть
Доходы ярославского областного бюджета в первом квартале 2025 года составили 29,513 миллиардов рублей (20,39% от плана), что на 3,081 миллиарда или 11,66% больше, чем в аналогичном периоде предшествующего года (далее по тексту АППГ) и на 2,559 миллиардов или 9,49% - в 2023 году.
В свою очередь, объем собственных (налоговых и неналоговых) доходов составил 22,996 миллиардов рублей или 17,90% от плана. В абсолютных величинах это на 4,02% и 7,51% превышает аналогичные показатели 2024 и 2023 годов соответственно, однако уступает по доле исполнения (19,30% и 24,32% от прогнозного плана соответственно).
Безвозмездные поступления составили 6,518 миллиардов рублей или 40,05%. Это опять же на 50,70% и 17,12% больше абсолютных величин 2024 и 2023 годов. При этом необходимо отметить, что в 2025 году данные поступления идут опережающими темпами: в 2024 и 2023 годах в первом квартале безвозмездные поступления были зачислены в ярославский областной бюджет в объеме 21,30% и 25,98% соответственно.
С более подробной информацией о доходной части областного бюджета можно ознакомиться в Приложении 1 к данной записке.
2. Расходная часть (государственные программы и непрограммные расходы)
Расходы на исполнение государственных программ Ярославской области в первом квартале 2025 года составили 27,922 миллиардов рублей или 20,46% от плановых годовых значений. Это на 19,673 миллионов рублей или 0,07% меньше, чем в 2024 году. По сравнению со значениями 2023 года фиксируется рост на 5,304 миллиардов рублей или 23,45%.
Отметим, что в первом квартале 2025 года фактический размер финансирования 14 государственных программ Ярославской области (из 31) уступил показателям 2024 года, а в 10 случаях – даже значениям 2023 года.
Общий рост расходов (30,567 миллиардов рублей) в первом квартале 2025 года (+1,494 миллиардов или +5,14% к 2024 году; +7,187 миллиардов или +30,74% к 2023 году) во многом обусловлен резким увеличением непрограммных расходов – до 2,645 миллиардов рублей, что в 2,34 раза больше фактических объемов 2024 года и в 3,47 раза больше – 2023 года.
С более подробной информацией по госпрограммам можно ознакомиться в Приложении 2 к данной записке.
3. Расходная часть (разделы и подразделы бюджетной классификации)
При сравнении действующей редакции областного бюджета на 2025 год[3] с бюджетной росписью на 31.03.2025 заметно, что в части утвержденных бюджетных ассигнований произошли достаточно серьезные изменения (перераспределения):
- выросли плановые расходы на национальную экономику, в основном на связь и информатику (+250 миллионов рублей); жилищно-коммунальное хозяйство (+177,126 миллионов); культуру (+303,054 миллионов); социальную политику (+237,312 миллионов рублей);
- сократились плановые расходы на общегосударственные вопросы (главным образом за счет уменьшения резервных фондов на 911,591 миллионов рублей); на физическую культуру и спорт (уменьшение финансирования массового спорта на 132,889 миллионов рублей);
- разница между расходными параметрами бюджета и бюджетной росписью составила 164,605 миллионов рублей.
При сравнении исполнения бюджета в первом квартале 2025 и 2024 годов отметим, что выросли фактические расходы:
- на общегосударственные расходы (+78,63% к АППГ);
- на национальную оборону (в 12,81 раз к АППГ);
- на национальную экономику (+9,32% к АППГ)[4];
- на культуру, кинематографию (+8,18% к АППГ);
- на здравоохранение (+4,49% к АППГ);
- физическая культура и спорт (+46,90% к АППГ);
- на средства массовой информации (+62,88% к АППГ).
Рост расходов на обслуживание государственного долга Ярославской области в 2,28 раза к АППГ обусловлен увеличением доли коммерческих кредитов в структуре госдолга.
Снизились фактические расходы по разделам:
- национальная безопасность и правоохранительная деятельность (-35,02%);
- жилищно-коммунальное хозяйство (-17,19%);
- образование (-17,12%).
С более подробной информацией в части классификации бюджетных расходов можно ознакомиться в Приложении 3 к данной записке.
4. Расходная часть (национальные и региональные проекты)
Структура национальных и взаимоувязанных с ними региональных проектов с 2025 года кардинальным образом изменилась, поэтому проведение корректного сопоставления с АППГ и более ранними периодами не представляется возможным.
Можно отметить, что из 11 национальных проектов, в которых участвует Ярославская область, лучше всего за 1 квартал текущего года исполнены «Продолжительная и активная жизнь» (52,55% от плановых значений) и «Инфраструктура для жизни» (35,05%). Освоение средств на реализацию 5 нацпроектов по состоянию на 01.04.2025 не начато.
Квартальное финансирование национальных проектов (30,22% от плановых значений) выше, чем прочих расходов вне рамок национальных проектов (19,34%).
С более подробной информацией в части национальных и региональных проектов можно ознакомиться в Приложении 4 к данной записке.
5. Расходная часть (межбюджетные трансферты)
По состоянию на 01.04.2025 межбюджетные трансферты в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов были предоставлены из ярославского областного бюджета муниципальным образованиям в объеме 8,176 миллиардов рублей (18,27% плановых значений). В АППГ эти показатели равнялись 9,162 миллиардов и 21,55% соответственно.
С более подробной информацией о поступлении межбюджетных трансфертов с разбивкой по муниципальным образованиям можно ознакомиться в Приложении 5 к данной записке.
6. Дефицит/профицит
На 01.04.2025 ярославский областной бюджет был исполнен с дефицитом 1,054 миллиардов рублей при плановом дефиците 923,752 миллионов.
В АППГ дефицит составил 2,631 миллиардов рублей при плановом профиците 251,07 миллионов.
Первый квартал 2023 года был завершен с профицитом 2,631 миллиардов при плановом дефиците 4,491 миллиардов рублей.
7. Государственный долг
На 01.04.2025 государственный долг Ярославской области равнялся 60,144 миллиардов рублей[5]. В структуре госдолга 44,185 миллиардов составили бюджетные кредиты, 10 миллиардов коммерческие кредиты, 5,959 миллиардов рублей государственные ценные бумаги.
Для сравнения, на 01.04.2024 государственный долг Ярославской области составлял 55,520 миллиардов рублей: 44,794 миллиардов бюджетных кредитов, 8,726 миллиардов государственных ценных бумаг, 2 миллиарда рублей коммерческих кредитов.
Приложения на 12 стр.
[1] Для сравнения, в 2024 году отчет об исполнении областного бюджета за первый квартал был утвержден 27.04.2024, в 2023 году - 19.05.2023.
[2] Принимая во внимание определенные риски недополучения по ряду доходных источников по итогам 2025 года поступлений в прогнозных объемах (как это имело место быть в 2024 году), сопоставление проведено не только с первым кварталом 2024 года, но и с аналогичным периодом 2023 года.
[3] По отчетности Министерства финансов Ярославской области за январь 2025 года.
[4] При этом фактические расходы на транспорт, например, сократились на 44,42%.
[5] Эта цифра не является «историческим максимумом»: по состоянию на 01.03.2025 госдолг Ярославской области равнялся 60,463 миллиардов рублей.