«17» сентября 2025 г.                                                                                                          № 14-04/07

в комитет

Ярославской областной Думы

по бюджету, финансам

и налоговой политике


АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

Об исполнении ярославского областного бюджета

за первое полугодие 2025 года

Записка подготовлена на основании отчета об исполнении ярославского областного бюджета за I полугодие 2025 года (утвержден Постановлением Правительства Ярославской области от 24.07.2025 №753-п), действующей на отчетную дату редакции бюджета (закон от 17.04.2025 №11-з), ежемесячной отчетности Министерства финансов Ярославской области за январь-июль 2025 года, а также данных Единого портала бюджетной системы Российской Федерации (далее по тексту - ЕПБС) и Информационно-аналитической системы «Открытый бюджет Ярославской области» (далее по тексту - ИАС).

Проведено сравнение со значениями аналогичного периода предшествующего года (далее по тексту – АППГ) и первого полугодия 2023 года. Отдельно рассмотрены показатели по доходной и расходной частям, дефициту/профициту бюджета и государственному долгу области.

Также проведено краткое сопоставление оперативной информации ЕПБС и ИАС в части параметров ярославского областного бюджета на максимально близко доступную к моменту подписания данной записки (17.09.2025) дату - 15 сентября 2025 года. Таким образом, справочно представлена фактическая картина исполнения областного бюджета за восемь с половиной месяцев 2025 года.

Кроме того, проведен обзорный мониторинг исполнения бюджетов за первое полугодие 2025 года в сравнении с АППГ муниципальными образованиями Ярославской области.

1.     Доходы

Период с января по июнь 2025 года характеризовался относительно низким уровнем поступления доходов в бюджет Ярославской области: 57,877 миллиардов рублей или всего 39,91% от годового плана. Это ниже уровня АППГ (59,235 миллиардов или 43,92%; умеренный уровень поступления) и даже первого полугодия 2023 года (58,043 миллиардов рублей или 47,43%, высокий уровень поступления).

Поступление собственных (налоговых и неналоговых) доходов составило за период 48,766 миллиардов рублей или 37,96% от плана. В АППГ эти значения составляли 47,609 миллиардов или 41,56% от плана, в 2023 году – 45,892 миллиардов или 48,33% от плана. Таким образом, при некотором абсолютном увеличении собираемости собственных доходов (+2,873 миллиардов рублей) за два отчетных года относительные (процентные) поступления от прогнозных значений сократились на 10,37%.

Отметим сокращение объема поступлений от налога на прибыль организаций (-1,257 миллиардов рублей к АППГ и -6,214 миллиардов к 2023 году) при параллельном замещающем росте доходов от налога на доходы физических лиц (+2,159 и +4,993 миллиардов рублей соответственно).

Прогнозный объем безвозмездных поступлений (16,559 миллиардов рублей) изначально на 22,59% ниже прошлогоднего. В процентном отношении поступления в областной бюджет на 01.07.2025 схожи с показателями АППГ (55,02% и 57,27% соответственно) но в абсолютных значениях меньше на 2,515 миллиардов рублей; к уровню 2023 года разница составляет -3,060 миллиардов.

Таким образом, за последние два отчетных года объем поступления доходов в ярославский областной бюджет в первом полугодии снизился, динамика поступлений замедлилась. Выпадение безвозмездных поступлений из федерального бюджета не компенсируется в должной мере собственными доходами. Вероятной основной причиной этого представляется завышение прогнозных значений на 2025 год по трем видам неналоговых доходных источников:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности (исполнение на 01.07.2025 составляет 9,04% от годового плана);

- доходы от продажи материальных и нематериальных активов (исполнение 1,85%);

- штрафы, санкции, возмещение ущерба (исполнение 15,53%)[1].

С более подробной информацией об исполнении доходной части ярославского областного бюджета за первое полугодие 2025 года можно ознакомиться в Приложении 1 к данной записке.

2.     Расходы

В соответствии с действующей на 01.07.2025 редакцией закона об ярославском областном бюджете, годовые назначения расходной части на 2025 год составляли 145,935 миллиардов рублей. Согласно отчету, объем расходов в первом квартале составил 62,757 миллиардов рублей или 43,00% от плановых годовых значений. Для сравнения, в АППГ исполнение по расходам составило 58,072 миллиардов или 42,86% от плана, в 2023 году – 52,529 миллиардов или 40,72% от плана. Таким образом, за два последних отчетных года расходы ярославского областного бюджета за первое полугодие увеличились на 10,228 миллиардов рублей или на 19,47%.

2.1   Расходы в части государственных программ Ярославской области

По состоянию на 01.07.2025 лучше всего (по процентам исполнения к плановым значениям) были исполнены социальные госпрограммы: «Развитие здравоохранения в Ярославской области» (48,94%), «Развитие образования в Ярославской области» (44,91% от годовых назначений), «Социальная поддержка населения Ярославской области» (53,07%), «Развитие молодежной политики и патриотическое воспитание в Ярославской области» (46,95%), а также «Охрана окружающей среды в Ярославской области» (57,92%) и «Развитие сельского хозяйства в Ярославской области» (54,58%).

В свою очередь, финансирование ряда госпрограмм на 01.07.2025 не достигло и 10%:

- «Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области» (3,53%);

- «Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности» (8,42%);

- «Развитие туризма и отдыха в Ярославской области» (9,89%);

- «Местное самоуправление в Ярославской области» (2,28%);

- «Научно-технологическое развитие Ярославской области» (4,46%);

- «Комплексное развитие сельских территорий в Ярославской области» (2,67%).

В целом за 1 полугодие 2025 года исполнение расходной части бюджета по государственным программам Ярославской области составило 41,82%, по непрограммным расходам – 61,27% от плана.

Также отметим, что в первом полугодии 2025 года по сравнению с АППГ снизились объемы финансирования в части 13 госпрограмм из 31, в части 12 госпрограмм – по сравнению с 2023 годом.

При этом стоит учитывать, что выделение средств не носит линейный характер и во многом обусловлено сезонными факторами; объем финансирования на конкретную дату напрямую не влияет на уровень эффективности госпрограмм.

Подробно исполнение государственных программ за первое полугодие 2025 года представлено в Приложении 2 к данной записке.

2.2    Расходы в части разделов и подразделов бюджетной классификации

В нашем распоряжении имелось два варианта плановой (прогнозной) составляющей расходной части ярославского областного бюджета: приложение к пояснительной записке к законопроекту о корректировке областного бюджета, внесенному 04.04.2025 и утвержденные бюджетные ассигнования на 01.07.2025. Второй вариант несколько отличается от исходного по следующим позициям:

- расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» уменьшены на 3,464 миллиардов рублей, главным образом за счет сокращений по подразделу «Резервные фонды» (-3,638 миллиардов);

- увеличение расходов по разделу «Национальная оборона» на 1,8 миллиардов рублей;

- увеличение по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» на 655,073 миллионов рублей;

- увеличение по разделу «Социальная политика» на 645,220 миллионов рублей, главным образом за счет роста расходов по подразделу «Социальное обеспечение населения» (+564,252 миллионов);

- увеличение на 215 миллионов рублей по разделу «Обслуживание государственного долга».

Общий объем расходов составил на 01.07.2025 62,757 миллиардов рублей и превысил показатели АППГ на 4,685 миллиардов (+8,07%).

За отчетный период значительно выросли общегосударственные расходы (+71,74% к АППГ, +124,33% к 2023 году) в основном по подразделу «Другие общегосударственные вопросы».

Увеличение расходов по разделу «Национальная экономика» происходило главным образом за счет средств, выделяемых на транспорт и дорожное хозяйство.

За последний отчетный период произошло увеличение расходов по разделу «Охрана окружающей среды» на 12,34%, за два отчетных года – на 19,00%.

Также фиксируется стабильный рост по подразделам «Стационарная медицинская помощь», «Амбулаторная помощь», «Скорая медицинская помощь».

В части социальной политики увеличение произошло главным образом по подразделам «Социальное обслуживание населения» и «Социальное обеспечение населения».

По разделу «Физическая культура и спорт» идет увеличение по подразделам «Физическая культура» и «Массовый спорт» на фоне снижения по подразделу «Спорт высших достижений».

Существенный рост по разделам «Средства массовой информации» (+22,83% к АППГ, +125,21% к 2023 году) и «Обслуживание государственного долга» (+154,71% и +153,49% соответственно).

С другой стороны, второй отчетный год подряд идет серьезное снижение расходов по подразделам «Жилищное хозяйство» и «Коммунальное хозяйство» при опережающем росте по разделу «Благоустройство», в части образования – по подразделам «Дошкольное образование» и «Общее образование».

Подробно исполнение по разделам и подразделам классификации бюджетных расходов представлено в Приложении 3 к данной записке.

3.     Дефицит/профицит и государственный долг

За первое полугодие 2025 года ярославский областной бюджет был исполнен с дефицитом 4,881 миллиардов рублей при плановом дефиците 923,752 миллионов рублей. Для сравнения, АППГ был завершен с профицитом 1,163 миллиардов рублей при плановом профиците 251,069 миллионов рублей. К 01.07.2023 имел место профицит 5,533 миллиардов рублей при плановом дефиците 6,586 миллиардов. Таким образом, разрыв между доходами и расходами в рамках периода ежегодно увеличивается.

Государственный долг Ярославской области на 01.07.2025 составлял 58,921 миллиардов рублей, в том числе по видам долговых обязательств: 5,895 миллиардов государственные ценные бумаги, 43,027 миллиардов бюджетные кредиты, 10 миллиардов рублей кредиты от кредитных организаций (коммерческие кредиты).

Для сравнения, на 01.07.2024 размер госдолга составлял 51,249 миллиардов рублей: 8,629 миллиардов ценные бумаги, 42,619 миллиардов рублей бюджетные кредиты, коммерческие кредиты отсутствовали.

На 01.07.2023 размер госдолга составлял 48,407 миллиардов рублей: 12,013 миллиардов ценные бумаги, 36,394 миллиардов рублей бюджетные кредиты, коммерческие кредиты отсутствовали.

Можно констатировать увеличение госдолга Ярославской области за два последних отчетных года на 10,514 миллиардов рублей (+21,72%), в том числе коммерческих кредитов с нуля до 10 миллиардов рублей[2]. Соответственно, выросли и расходы на обслуживание госдолга: с 490,449 миллионов рублей на 01.07.2023 до 1,243 миллиардов рублей на 01.07.2025 (рост в 2,54 раза).

4.     Текущее исполнением бюджета (на 15 сентября 2025 года)

10 июля 2025 года в Закон Ярославской области от 09.12.2024 №88-з «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» были внесены корректировки (закон от 10.07.2025 №30-з), согласно которым доходная часть бюджета была увеличена до 148,102 миллиардов рублей, расходная – до 149,026 миллиардов при сохранении планового дефицита в размере 923,752 миллионов рублей. По сравнению с фактическим исполнением за 2024 год прогнозируется рост доходов в целом по итогам 2025 года на 21,280 миллиардов рублей или на 16,78%, в том числе по собственным (налоговым и неналоговым) доходам на 26,969 миллиардов или на 25,78%.

По итогам семи месяцев исполнение ярославского областного бюджета составило к АППГ +0,01% в целом по доходам, +5,11% к АППГ по собственным доходам, +8,69% по расходам.

Вообще, в периоды 08.07. - 28.07.2025, 08.08. - 28.08.2025 и 08.09 - 15.09.2025[3] исполнение к АППГ по доходам в целом колебалось в диапазоне от -1,04% до +1,15%, по собственным доходам от +4,57% до +6,78%, по расходам от +3,74% до +9,04%.

Изучив текущее исполнение ярославского областного бюджета на 15.09.2025, можно констатировать, что по сравнению с 01.07.2025 ситуация несколько улучшилась. Так, если по итогам полугодия уровень поступления доходов в целом составил -2,29% к АППГ, а собственные (налоговые и неналоговые) доходы +2,43% к АППГ, то к середине девятого месяца эти показатели равнялись +0,66% и +5,75% соответственно.

Некоторая позитивная динамика очевидна, однако достижение нынешних плановых показателей по доходам по итогам 2025 года, а именно получение без малого 65 миллиардов рублей (из них более 59 миллиардов – собственные доходы) за оставшиеся три с половиной месяца вызывает серьезные сомнения. Для сравнения, за аналогичный период 2024 года (в графике которого фактически уже с июня месяца идет исполнение 2025-го года по доходам в целом) в ярославский областной бюджет поступило всего 44,042 миллиардов рублей (из них 36,253 миллиардов собственных доходов).

Отметим, что в 2024 году в несколько лучшей ситуации (+3,14% к АППГ по доходам в целом, +5,93% к АППГ по собственным доходам на 15.09.2024) недополучение по итогам года (к редакции бюджета, изложенной в законе от 02.07.2024 №28-з) составило 10,963 миллиардов рублей по доходам в целом, 12,157 миллиардов по собственным доходам.

Что касается поступлений от трех «проблемных» видов неналоговых доходных источников, то по состоянию на 15.09.2025 ситуация выглядела следующим образом:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности – 273,211 миллионов рублей или 27,76% от плана, 710,920 миллионов – остаток до конца года;

- доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 197,556 миллионов рублей или 2,32% от плана, остаток – 8,303 миллиардов;

- штрафы, санкции, возмещение ущерба – 1,169 миллиардов рублей или 24,27% от плана, остаток – 3,650 миллиардов.

Более подробную информацию об исполнении ярославского областного бюджета на 15.09.2025 можно получить в Приложении 4 к данной записке, а также на официальном сайте Ярославской областной Думы в разделе «Оперативная информация об исполнении бюджета» https://yarduma.ru/analytics/reference/otchet_mon/.

Сложившаяся ситуация может потребовать уже в ближайшее время корректировки областного бюджета на 2025 год в части уменьшения доходной части[4] (в первую очередь по трем указанным неналоговым доходным источникам с низким уровнем собираемости) и хотя-бы частичного секвестра расходной части для общей балансировки бюджета.

5. Исполнение бюджетов за 1 полугодие 2025 года муниципальными образованиями Ярославской области

Сравнение исполнения муниципальными образованиями бюджетов за первое полугодие с АППГ показало, что целый ряд из них закончил отчетный период с весьма достойными результатами. Рост по основным показателям (характеристикам) бюджетов – доходам, в том числе собственным (налоговым и неналоговым), расходам – продемонстрировали город Рыбинск, Даниловский, Мышкинский, Некрасовский и Пошехонский районы[5].

Рыбинск, Борисоглебский, Даниловский, Мышкинский, Некоузский, Пошехонский, Угличский и Некрасовский районы показали рост по доходам в целом. В последнем случае увеличение к АППГ составило +273,629 миллионов рублей или +47,44%.

Практически все муниципальные районы за период показали рост поступлений по собственным доходам к АППГ. Максимальный результат опять же у Некрасовского района (+291,069 миллионов рублей или в 3,77 раза). Единственное исключение – Первомайский район (-4,049 миллионов рублей или -10,28% к АППГ),

С профицитом завершили период Борисоглебский, Брейтовский, Некрасовский и Пошехонский районы.

С другой стороны, уменьшились одновременно доходы в целом и расходы в Брейтовском, Гаврилов-Ямском, Любимском и Тутаевском районах. Выросли расходы при сокращении доходов в Ярославле, Переславле-Залесском, Большесельском, Первомайском, Ростовском и Рыбинском районах.

Оба городских и муниципальный округ, а также 12 муниципальных районов завершили период с дефицитом. Самый большой дефицит у города Ярославля (3,542 миллиардов рублей, +2,114 миллиардов к АППГ).

Муниципальный долг Ярославля на 01.07.2025 за отчетный год сократился на 650 миллионов рублей (-8,89%), Угличского и Ярославского районов – на один (-1,70%) и два (-3,45%) миллиона рублей соответственно, Рыбинска, Ростовского и Тутаевского районов остался неизменным. Прочие муниципальные районы долгов не имели.

Подробно исполнение бюджетов муниципальными образованиями представлено в Приложении 5 к данной записке.


Приложения на 14 стр.



Начальник управления                                                                             А.С. Буров




___________________________________________

[1] При сохранении полугодовой динамики недополучение к концу 2025 года средств в областной бюджет по этим трем доходным источникам может (оценочно) составить порядка 10 миллиардов рублей.

[2] По состоянию на 01.08.2025 государственный долг Ярославкой области составил 58,238 миллиардов рублей (-683 миллионов рублей к 01.07.2025), в том числе 4,887 миллиардов государственные ценные бумаги (-1,008 миллиардов); 42,651 миллиардов бюджетные кредиты (-376 миллионов рублей) миллиардов), 10,700 миллиардов коммерческие кредиты (+700 миллионов рублей).

[3] С 1 января 2023 года изменены порядки и сроки уплаты налоговых платежей в связи с переходом на механизм единого налогового платежа (далее по тексту ЕНП). Перечисления с использованием ЕНП налогоплательщиками осуществляются 28 числа каждого месяца. Зачисление и распределение по бюджетам происходит в первые четыре рабочих дня следующего за отчетным месяца. В связи с этим данные по кассовому исполнению налоговых доходов с 28 календарного дня по 5 рабочий день следующего за отчетным месяца включают не все налоговые платежи. Таким образом, оперативные данные об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, территориальных государственных внебюджетных фондов по доходам, о кассовых поступлениях по доходам бюджетов бюджетной системы РФ не размещается на ЕПБС с 28 календарного дня до 5-го рабочего дня следующего месяца.

[4] Так, в подобной ситуации в прошлом году уже 13.09.2024 был внесен законопроект о корректировке бюджета, которая подразумевала уменьшение доходной части на 3,570 миллиардов рублей.

[5] В реалиях не до конца завершенной муниципальной реформы сопоставляются бюджеты городских и муниципального округа, а также консолидированные бюджеты муниципальных районов с входящими в их состав поселениями.