«19» ноября 2025 г. № 14-04/10
в комитет
Ярославской областной Думы
по бюджету, финансам
и налоговой политике
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
О ноябрьской корректировке
ярославского областного бюджета на 2025 год
17 ноября 2025 года в Ярославскую областную Думу был внесен законопроект, предполагающий четвертую в текущем году корректировку областного бюджета. В настоящий момент действует Закон Ярославской области от 17.12.2024 №88-з «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» (в редакции закона от 01.10.2025 №36-з).
При подготовке аналитической записки были использованы как собственно законопроект и пояснительная записка к нему, так и оперативные (в том числе ежедневные) данные Единого портала бюджетной системы Российской Федерации (далее по тексту ЕПБС) и портала ИАС Мониторинг «Открытый бюджет Ярославской области» (далее по тексту ИАС). Кроме того, использована текущая ежемесячная отчетность Министерства финансов Ярославской области.
Отдельно рассмотрены показатели по доходной и расходной частям (по государственным программам Ярославской области), адресной инвестиционной программе.
1. Текущее исполнение
Любое внесение изменений в областной бюджет подразумевает, что депутатский корпус должен иметь четкое и ясное представление о том, как бюджет исполняется на данный момент, в том числе с точки зрения обоснованности данных корректировок.
Нами были использованы оперативные данные ЕПБС и ИАС на 13.11.2025 как наиболее близкую из доступных к моменту написания записки отчетную дату. Доходы ярославского областного бюджета составили 104,431 миллиардов рублей, в том числе 91,165 миллиардов собственных (налоговых и неналоговых) доходов. Расходы составили 112,596 миллиардов рублей, дефицит бюджета 8,166 миллиардов рублей.
Общий объем доходов на 268,136 миллионов рублей или 0,26% меньше, чем в аналогичный период предшествующего года (далее по тексту АППГ), объем собственных доходов на 3,512 миллиардов или 4,01% больше, чем в АППГ[1]. Исполнение областного бюджета по доходам за полтора месяца до конца года продолжает оставаться напряженным.
Объем расходов на 13.11.2025 составил 112,596 миллиардов рублей, что на 6,612 миллиардов или 6,24% больше, чем в АППГ.
Увеличение расходов при недополучении доходов обусловили рост дефицита (8,166 миллиардов рублей против 1,285 миллиардов в АППГ).
С более подробной информацией о текущем исполнении областного бюджета можно ознакомиться в Приложении 1 к данной записке.
2. Доходная часть
В законопроекте предлагается уменьшить доходы областного бюджета на 2025 год на 2,831 миллиардов рублей (-1,99%), до 139,541 миллиардов за счет:
- налога на прибыль организаций – на 2,304 миллиардов рублей (-7,63%);
- штрафов, санкций, возмещения ущерба – на 585,167 миллионов рублей (-12,50%).
При этом безвозмездные поступления из федерального бюджета увеличиваются на 58,461 миллионов рублей.
Отметим, что общий объем доходов в законопроекте не совпадает с прогнозом (оценкой) исполнения областного бюджета за 2025 год, представленным Министерством финансов Ярославской области вместе с проектом бюджета на 2026 год (133,080 миллиардов рублей[2]).
В случае, если ноябрьская корректировка ярославского областного бюджета на 2025 год является окончательной, то по итогам года планируется исполнение бюджета по доходам в целом в размере 95,37% от плана, по собственным доходам 94,67%. НДФЛ и административные платежи и сборы планируется получить в полном объеме, доходы от использования государственного имущества – даже в размере 103,76%. Безвозмездные поступления ожидаются в размере 100,45%.
С более подробной информацией о корректировке доходной части областного бюджета можно ознакомиться в Приложении 2 к данной записке.
3. Расходная часть
Законопроект содержит предложения по уменьшению расходной части областного бюджета на 2025 год на 1,027 миллиардов рублей (-0,67%) – до 151,968 миллиардов. Расходы на государственные программы сокращаются на 976,028 миллионов (-0,70%), непрограммные расходы на 50,677 миллионов рублей (-0,39%).
В процентном отношении расходы на государственные программы в основном меняются незначительно, за редким исключением: финансирование госпрограммы «Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности» планируется увеличить на 18,24% (+22,578 миллионов рублей), «Развитие системы государственного управления на территории Ярославской области» уменьшить на 16,99% (-16 779,54 миллионов рублей).
В абсолютных величинах больше всего средств добавляется госпрограммам «Социальная поддержка населения Ярославской области» (+420,393 миллионов рублей; +2,71%), «Развитие здравоохранения в Ярославской области» (+135,357 миллионов; +0,64%); уменьшается финансирование госпрограмм «Развитие дорожного хозяйства в Ярославской области» (-551,334 миллионов; -3,08%), «Развитие транспортного комплекса в Ярославской области» (-288,227 миллионов рублей; -1,86%), «Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Ярославской области»» (-118,845 миллионов рублей, -2,37%).
Ожидаемый по итогам 2025 года с учетом данной корректировки областного бюджета объем финансирования 8 государственных программ Ярославской области ниже, чем их фактическое исполнение в 2024 году.
Спецификация по изменениям в структуре расходов, включая новые расходные статьи и перераспределение средств, традиционно представлена в пояснительной записке к законопроекту.
Как и в случае с доходами, общий объем расходов не совпадает с прогнозом (оценкой) областного Минфина исполнения областного бюджета за 2025 год (140,725 миллиардов рублей; разница 11,243 миллиардов). Таким образом, с учетом принятия этого законопроекта по итогам года ожидается исполнение бюджета по расходам в размере 92,60% от плана, по госпрограммам 93,89%, по непрограммным расходам 78,84%. Отметим, что целый ряд госпрограмм может быть исполнен в размере более 100%[3] от указанного в законе о бюджете.
С более подробной информацией о корректировке расходной части областного бюджета можно ознакомиться в Приложении 3 к данной записке.
Общий объем бюджетных ассигнований на исполнение Адресной инвестиционной программы Ярославской области на 2025 год сокращается на 91,541 миллионов рублей, в том числе 63,131 миллионов – средства областного бюджета, на 2,055 миллионов рублей – средства, поступившие от публично-правовой компании «Фонд развития территорий». Отметим основные изменения по объектам:
1) 74,968 миллионов рублей сняты со строительства средней общеобразовательной школы на 1100 мест в поселке Красный Бор Ярославского муниципального округа;
2) 6,070 миллионов добавлены по государственной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ярославской области»;
3) 26,133 миллионов рублей сняты по государственной программе «Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Ярославской области»:
- исключено строительство водозабора и очистных сооружений водоснабжения в селе Брейтово (-4,483 миллионов рублей);
- добавлены очистные сооружения канализации, город Ростов Великий, 1-й этап (+39,404 миллионов);
- на 59,926 миллионов рублей сокращено финансирование строительства канализационной сети улиц Сосновая, Островского города Данилова;
4) 12,839 миллионов рублей сняты по государственной программе «Развитие туризма и индустрии гостеприимства в Ярославской области» (сняты с автомобильной дороги от Р-132 до села Красное (IV категории) в Угличском муниципальном округе).
5) 4,946 миллионов рублей сняты по государственной программе «Развитие дорожного хозяйства в Ярославской области», в том числе:
- исключена корректировка проектной документации по объекту: «Дорога Калита – Взлетная полоса – Стрельбище» (на территории «Ярославское взморье»), 3 этап: строительство участка дороги от северной границы взлетно-посадочной полосы до Стрельбища (-2 миллиона рублей).
- разработка проектной документации реконструкции участка автомобильной дороги «Горки – Петрищево» в Переславль-Залесском муниципальном округе (-2,900 миллионов рублей).
6) 12,873 миллионов рублей добавлены по госпрограмме «Комплексное развитие сельских территорий в Ярославской области» на физкультурно-оздоровительный комплекс (УЦОК) в Любимском муниципальном округе..
Дефицит областного бюджета на 2025 год увеличивается на 1,804 миллиардов рублей и составит 12,428 миллиардов.
Приложения на 4 стр.
Начальник управления А.С. Буров
__________________________________
[1] Тенденция исполнения областного бюджета к АППГ по доходам в целом в диапазоне от -1,04% до +1,15%, по собственным доходам от +3,86% до +6,78%, прослеживается с 9 июня 2025 года.
[2] Наш прогноз несколько ниже – порядка 131 миллиардов рублей (см. Аналитическую записку от 07.11.2025 № 14-04/09).
[3] Как это произошло в 2023 году, который показал, что «небываемое бывает» (с).
Также в разделе