«03» июля 2025 г. № 14-04/06
в комитет
Ярославской областной Думы
по бюджету, финансам
и налоговой политике
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
Об июльской корректировке
ярославского областного бюджета на 2025 год
Часть 2: законопроект
30 июня 2025 года в Ярославскую областную Думу был внесен законопроект, содержащий вторую в текущем году корректировку областного бюджета. В настоящий момент действует Закон Ярославской области от 09.12.2024 №88-з «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» (в редакции закона от 17.04.2025 №11-з).
При подготовке аналитической записки были использованы как собственно законопроект и пояснительная записка к нему, так и данные Единого портала бюджетной системы Российской Федерации (далее по тексту ЕПБС) и портала ИАС Мониторинг «Открытый бюджет Ярославской области» (далее по тексту ИАС). Кроме того, использована текущая ежемесячная отчетность Министерства финансов Ярославской области.
Любое внесение изменений в областной бюджет подразумевает, что депутатский корпус должен иметь четкое и ясное представление о том, как бюджет исполняется на данный момент, в том числе с точки зрения обоснованности данных корректировок. В первой части аналитической записки (от 17.06.2025 № 14-04/05) «Текущее исполнение бюджета» был проведен анализ исполнения ярославского областного бюджета по состоянию на 11 июня 2025 года в сравнении с аналогичным периодом предшествующего года (далее по тексту АППГ) и 2023 года.
Исходя из принципов объективности, на основании оперативных данных ЕПБС и ИАС кратко рассмотрено, как обстояла ситуация с исполнением областного бюджета на ближайшую доступную к моменту внесения законопроекта дату (27 июня[1]).
Отдельно рассмотрены показатели по доходной и расходной частям, как в части государственных программ, так и по разделам/подразделам классификации расходов бюджета, а также дефицит/профицит бюджета.
1. Текущее исполнение бюджета
Ситуация по состоянию на 27.06.2025 по сравнению с 11.06.2025 ожидаемо принципиально не изменилась.
В доходную часть ярославского областного бюджета поступило 54,651 миллиардов рублей или 37,69% от прогнозных годовых назначений, что на 207,803 миллионов рублей или 0,38% больше, чем в АППГ. При этом собственных (налоговых и неналоговых) доходов поступило 45,642 миллиардов (+2,713 миллиардов рублей или +6,32% к АППГ), что соответствует 35,53% от годовых назначений (в АППГ этот показатель равнялся 37,47%).
Объем безвозмездных поступлений составил 9,009 миллиардов рублей или 54,41% от плана, что меньше прошлогодних значений на 2,506 миллиардов рублей или 21,76%.
Согласно действующей редакции ярославского областного бюджета, доходная его часть по итогам 2025 года должна составить 145,011 миллиардов рублей, что на 18,189 миллиардов рублей или 14,34% больше, чем было фактически исполнено за 2024 год. Собственные (налоговые и неналоговые) доходы должны составить 128,453 миллиардов рублей (+23,842 миллиардов рублей или +22,79%), безвозмездные поступления 16,559 миллиардов рублей (-5,652 миллиардов рублей; -25,45%).
Таким образом, на 27.06.2025 фактическая динамика поступления доходов[2] в ярославский областной бюджет сильно отставала от ожидаемых прогнозных значений[3].
Расходы областного бюджета на 27.06.2025 составили 60,741 миллиардов рублей или 41,62% к плану. Это в абсолютных значениях на 3,897 миллиардов рублей или 6,86% больше, чем в АППГ; в относительных величинах прошлогодние значения были на 0,60% выше (в АППГ исполнение составило 42,23% от плана).
В свою очередь, дефицит бюджета на 27.06.2025 достиг 6,090 миллиардов рублей при плановых годовых значениях дефицита 923,752 миллионов. Для сравнения, в АППГ дефицит составил 2,400 миллиардов рублей при плановом профиците 251,069 миллионов.
С более подробной информацией о текущем исполнении областного бюджета можно ознакомиться в Приложении 1 к данной записке, а также в разделе «Оперативная информация об исполнении бюджета» на официальном сайте Ярославской областной Думы (https://yarduma.ru/analytics/reference/otchet_mon/).
2. Доходная часть
Доходы областного бюджета на 2025 год предложено увеличить на 3,090 миллиардов рублей – до 148,102 миллиардов.
Безвозмездные поступления уменьшаются на 36,838 миллионов рублей.
Прогнозные значения по собственным (налоговым и неналоговым) источникам увеличиваются на 3,127 миллиардов рублей, главным образом в части:
- 1,675 миллиардов рублей – налог на доходы физических лиц; поступил на 27.06.2025 в областной бюджет в объеме 14,658 миллиардов рублей (37,88% прогнозных значений), что на 21,14% больше поступлений в АППГ и на 75,93% больше, чем на 27.06.2023.
- 500 миллионов – налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения; поступил на 27.06.2025 в областной бюджет в объеме 5,622 миллиардов рублей (51,75% прогнозных значений), что на 11,78% больше поступлений в АППГ и на 55,32% больше, чем в 2023 году.
- 178,595 миллионов – налог на профессиональный доход; поступил на 27.06.2025 в областной бюджет в объеме 257,951 миллионов рублей (60,76% прогнозных значений), +51,03% и +186,62% к АППГ и 27.06.2023 соответственно.
- 500 миллионов – налог на имущество организаций; поступил на 27.06.2025 в областной бюджет в объеме 3,515 миллиардов рублей (45,03% прогнозных значений), +7,52% и -0,79% к АППГ и 27.06.2023 соответственно.
- 245,322 миллионов рублей – штрафы, санкции, возмещение ущерба; поступил на 27.06.2025 в областной бюджет в объеме 690,859 миллионов рублей или всего 15,11% к прогнозу; +12,90% к АППГ и +70,87% к 27.06.2023.
Стоит отметить, что если по первым четырем видам доходных источников текущий объем поступлений в принципе позволяет считать достижение откорректированных прогнозных значений потенциально возможным, то в последнем случае реалистичность этого вызывает большие сомнения.
Одно дело, когда по итогам 2023 года исполнение составило 122,80% от прогноза (1,131 миллиардов и 920,852 миллионов рублей соответственно), другое – 46,61% от плана в 2024 году (1,979 миллиардов и 4,264 миллиардов рублей). Даже в случае сохранения динамики 2024 года к 2023-му (+75,01%, которая совсем не факт, что будет достигнута по итогам 2025 года) ныне действующие прогнозные показатели будут не исполнены более чем на миллиард рублей.
Предположим, имеется в виду увеличение объемов поступающих в областной бюджет штрафов после предполагаемого увеличения их размеров в региональном законе об административных правонарушениях. Однако и здесь нестыковка: данные поступления в структуре вида доходов «Штрафы, санкции, возмещение ущерба» крайне незначительны (0,85% от общего объема по итогам 2024 года[4]), поэтому речь никак не может идти о сотнях миллионов рублей[5]: в 2024 году поступило всего 16,722 миллионов рублей, в 2023 году – 2,265 миллионов, в 2022 году – 579,509 тысяч рублей[6].
В случае принятия данной корректировки прогнозные значения по доходам ярославского областного бюджета в целом достигнут +16,78%, а по собственным (налоговым и неналоговым) доходам +25,78% к исполнению бюджета за 2024 год. Разрыв между текущим фактическим и ожидаемым прогнозным исполнением по доходам еще более увеличится.
С более подробной информацией о доходной части областного бюджета можно ознакомиться в Приложении 2 к данной записке.
3. Расходная часть
Спецификация по изменениям в структуре расходов, включая новые расходные статьи и перераспределение средств, подробно представлена в пояснительной записке к законопроекту.
Объем бюджетных ассигнований на исполнение Адресной инвестиционной программы Ярославской области на 2025 год предлагается уменьшить на 143,729 миллионов рублей: на 254,396 миллионов сокращаются средства областного бюджета, на 110,668 миллионов рублей увеличиваются средства других бюджетов и государственных фондов.
Уделим основное внимание изменениям расходной части в разрезе государственных программ и разделов (подразделов) классификации бюджетных расходов.
3.1. Государственные программы
Законопроект содержит предложения по увеличению расходной части областного бюджета 2025 года на 3,090 миллиардов рублей (+2,12% к действующим значениям) – до 149,026 миллиардов, в том числе в части государственных программ Ярославской области на 1,291 миллиардов (+0,94%), в части непрограммных расходов на 1,800 миллиардов рублей (+20,33%). Общие расходы на государственные программы составят 138,371 миллиардов, непрограммные расходы 10,655 миллиардов рублей.
Таким образом, предполагается, что госпрограммы по итогам 2025 года будут исполнены в совокупности в объеме, на 10,01% превышающем фактическое исполнение в 2024 году, непрограммные расходы – с превышением на 27,49%.
В части 14 государственных программ предлагается увеличить объемы финансирования, по 10 сократить бюджетные ассигнования, по 7 оставить без изменения.
Наиболее заметно предлагается увеличить финансирование следующих госпрограмм:
- «Формирование современной городской среды муниципальных образований на территории Ярославской области» (+530 миллионов рублей или +14,28%);
- «Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Ярославской области» (+405,083 миллионов, + 9,44%);
- «Создание условий для эффективного управления региональными и муниципальными финансами в Ярославской области» (+592,898 миллионов, +6,41%);
- «Развитие институтов гражданского общества в Ярославской области» (+38,245 миллионов, +7,78%);
- «Научно-технологическое развитие Ярославской области» (+20 миллионов рублей; +9,42%).
Наиболее значительные сокращения по госпрограммам:
- «Управление земельно-имущественным комплексом Ярославской области» (-344,001 миллионов рублей или -32,62%);
- «Комплексное развитие сельских территорий в Ярославской области» (-100,510 миллионов или -6,13%);
- «Охрана окружающей среды в Ярославской области» (-20,686 миллионов рублей, -5,22%).
Ожидаемый по итогам 2025 года с учетом данной корректировки областного бюджета объем финансирования государственных программ «Доступная среда в Ярославской области», «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ярославской области», «Содействие занятости населения Ярославской области», «Развитие культуры в Ярославской области», «Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области», «Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности», «Информационное общество в Ярославской области», «Развитие государственной ветеринарной службы Ярославской области» ниже, чем их фактическое исполнение в 2024 году[7].
С более подробной информацией о расходной части областного бюджета по государственным программам можно ознакомиться в Приложении 3 к данной записке.
3.2 Разделы и подразделы бюджетной классификации
При рассмотрении предлагаемых изменений по разделам и подразделам классификации бюджетных расходов, можно отметить, что по сравнению с действующей редакцией в законопроекте в 2025 году серьезно увеличивается финансирование ряда разделов:
- «Общегосударственные вопросы» (+4,186 миллиардов рублей, +54,12%[8]); в основном за счет увеличения на 5,956 миллиардов подраздела «Резервные фонды» при снятии 1,761 миллиардов рублей с подраздела «Другие общегосударственные вопросы»;
- «Жилищно-коммунальное хозяйство» (+356,866 миллионов рублей, +4,05%);
- «Средства массовой информации» (+37,965 миллионов рублей, +11,80%).
Можно отметить локальный рост бюджетных ассигнований по подразделам:
- «Высшее образование» (+20 миллионов рублей, +10,26%);
- «Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов» (+20,935 миллионов, +15,90%);
- «Скорая медицинская помощь» (+33,342 миллионов, +14,21%);
- «Спорт высших достижений» (+151,040 миллионов рублей, +20,88%).
При этом несколько уменьшается финансирование раздела «Культура, кинематография» (-159 620 миллионов рублей; -4,08%) и локально подразделов:
- «Водное хозяйство» (-20,686 миллионов рублей, -7,99%);
- «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации» (-23,618 миллионов, -32,51%);
- «Массовый спорт» (-191,402 миллионов рублей, -10,65%).
Расходы на обслуживание государственного долга увеличиваются на 215 миллионов рублей и составляют 3,071 миллиардов рублей, что на 1,956 миллиардов или в 2,76 раза превышает прошлогодние фактические расходы по данному разделу.
С более подробной информацией о предлагаемых изменениях в рамках бюджетной классификации можно ознакомиться в Приложении 4 к данной записке.
4. Дефицит/профицит бюджета
Согласно законопроекту, дефицит ярославского областного бюджета на 2025 год не изменится и составит 923,752 миллионов рублей.
Приложения на 9 стр.
Начальник управления А.С. Буров
____________________________________________
[1] С 1 января 2023 года изменены порядки и сроки уплаты налоговых платежей в связи с переходом на механизм единого налогового платежа (далее по тексту ЕНП). Перечисления с использованием ЕНП налогоплательщиками осуществляются 28 числа каждого месяца. Зачисление и распределение по бюджетам происходит в первые четыре рабочих дня следующего за отчетным месяца. В связи с этим данные по кассовому исполнению налоговых доходов с 28 календарного дня по 5 рабочий день следующего за отчетным месяца включают не все налоговые платежи. Таким образом, оперативные данные об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, территориальных государственных внебюджетных фондов по доходам, о кассовых поступлениях по доходам бюджетов бюджетной системы РФ не размещается на ЕПБС с 28 календарного дня до 5-го рабочего дня следующего месяца.
[2] За исключением безвозмездных поступлений.
[3] В принципе, это показало уже исполнение областного бюджета за 5 месяцев 2025 года: +0,13% к АППГ в целом по доходам, +5,44% к АППГ по собственным (налоговым и неналоговым) доходам.
[4] Справедливости ради отметим, что в текущем году собираемость возросла и по состоянию на 27.06.2025 удельный вес этой разновидности доходов в структуре доходного источника «Штрафы, санкции, возмещение ущерба» достиг 2,13%; тем не менее, общих выводов это не оспаривает и не отменяет.
[5] Тем более, что поступление по подразделу «Административные штрафы, установленные законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях» при принятии и корректировке ярославского областного бюджета вообще публично не прогнозируется, как и по прочим подразделам доходного источника «Штрафы, санкции, возмещение ущерба»: принимается и исполняется сразу вся сумма целиком, без дробления. В ЦФО отсутствие подобного дробления фиксируется лишь в трех субъектах РФ – Москве, Брянской и Ярославской областях.
[6] Вообще, в ЦФО аналогичный показатель составляет значимую величину (порядка 20% от общего объема доходного источника «Штрафы, санкции, возмещение ущерба»») только в городе Москве (см. материал «Собираемость административных штрафов, установленных законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, по субъектам ЦФО в 2024 - первой половине 2025 гг.» на сайте областной Думы https://yarduma.ru/analytics/reference/probud/subbud/250703_cfo_gd).
[7] При этом стоит учитывать, что эффективность государственных программ напрямую не зависит от объема бюджетных ассигнований и процента их исполнения по итогам года или на промежуточную дату.
[8] Предлагаемая сумма 11,920 миллиардов рублей по разделу «Общегосударственные вопросы» почти в два раза (на 97,62%) превышает фактическое исполнение за 2024 год.