Ярославская областная Дума

Государственная Дума Ярославской области V созыва

       Работа пятого созыва Ярославской областной Думы выпала на непростое время для Ярославской области.
В 2008 году Ярославская область вместе со всей страной подвергается негативному воздействию мирового финансового кризиса, а затем начинает справляться с его последствиями, намечается рост экономики, растет уровень жизни. В 2010 году регион отмечает 1000-летний юбилей со дня основания города Ярославля. Эти мероприятия становятся праздником для всей области. В Ярославле по инициативе президента России Дмитрия Медведева проходит Мировой политический форум. В сентябре 2011 года в авиакатастрофе гибнет весь состав хоккейной команды «Локомотив», спортивными победами которой жила и дышала вся область. В 2012 году область отмечает 1150-летие города Ростова. В этом же году у Ярославской области появляется шанс стать одним из регионов, принимающих Чемпионат мира по футболу 2018 года. Но надежды войти в историю мирового футбола не сбылись. Весной 2012 года мэром Ярославля избран Евгений Урлашов, глава региона Сергей Вахруков досрочно сложил свои полномочия. 5 мая новым Губернатором Ярославской области назначен Сергей Ястребов. В 2013 году взяты под арест новый мэр города Ярославля и мэр города Рыбинска.


       Выборы в Государственную Думу Ярославской области пятого созыва состоялись 2 марта 2008 года. В выборах участвовало 9 партий, выдвинувших по спискам 116 кандидатов в депутаты. Было за- регистрировано 148 кандидатов, претендующих на места по одномандатным округам.
       Пятипроцентный барьер преодолели четыре партии: «Единая Россия» получила 15 мандатов (50,02 % голосов), КПРФ – 4 мандата (14,6 % голосов), ЛДПР – 4 мандата (12,58%% голо- сов), и партия «Патриоты России» – 2 мандата (5,92 % голосов). По одномандатным округам победу одержали 17 кандидатов, выдвинутых «Единой Россией». Представители других партий в Думу по округам не прошли. Кандидаты-само- выдвиженцы получили 8 мандатов.
      Из депутатов Думы четвертого созыва в новый состав вошли 20 человек. Из 30 новых депутатов 4 человека имели опыт работы в Думе первого, второго либо третьего созывов. Среди депутатов наибольшее число составляют руководители пред- приятий – 24 человека. В составе депутатского корпуса 5 бывших депутатов муниципалитета Ярославля, общественные деятели, представители бюджетной сферы. В состав Думы было избрано 5 женщин и 45 мужчин.


      25 марта 2008 года состоялось первое заседание Государственной Думы Ярославской области пятого созыва. На пост председателя Думы пятого созыва депутатский корпус избрал Виктора Рогоцкого, который в прошлом составе регионального парламента возглавлял фракцию «Единая Россия».
Заместителями Председателя Думы были выбраны Николай Александрычев, Евгений Заяшников и Валентина Терешкова.
       26 марта 2008 года были приняты в Устав Ярославской области, которые в том числе предусматривали переименование Государственной Думы Ярославской области. Теперь высший законодательный орган региона стал называться Ярославской областной Думой. Позднее, в 2010 году было принято решение о переименовании постоянных рабочих органов Думы (комиссий) в комитеты.
        В Ярославской областной Думе пятого созыва образовано шесть комитетов. Комитет по бюджету, налогам и финансам возглавил ее действующий председатель Яков Якушев, его заместителями стали Татьяна Дубровина и Владимир Денисов. Работу комитета по экономической политике возглавил Владимир Галагаев с заместителями Альфиром Бакировым и Евгением Ершовым. Председателем комитета по законодательству, вопросам государственной власти и местного самоуправления был избран Андрей Крутиков (Председатель Государственной Думы области в 2000–2008 годах), его заместителями Александр Соколов и Александр Дегтярев. Председателем комитета по депутатской деятельности, этике и регламенту стал Александр Сизов, его заместителями Ольга Хитрова и Виктор Кашапов. Комитет по аграрной политике, экологии и природопользованию возглавил Павел Смирнов, его заместителями стали Алексей Окладников и Александр Дыма. Андрей Антропов избран председателем комитета по социальной политике, Лариса Ушакова и Владимир Молодкин – его заместителями.


     25 марта 2008 года областная Дума вновь подтвердила полномочия Николая Тонкова как члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от законодательного органа власти Ярославской области. В декабре 2011 года новым представителем региона от Ярославской областной Думы в Совете Федерации депутаты избрали Анатолия Лисицына, возглавлявшего Ярославскую область с 1991 по 2007 год.
Состав депутатского корпуса Ярославской областной Думы пятого созыва получился самым изменчивым за все 20 лет существования высшего законодательного органа региона. За пять лет депутатский корпус по разным причинам покинуло 15 человек – более 25 % его состава. На место депутатов-«списочников» приходили их коллеги по партиям, по двум округам проводились довыборы. Таким образом, всего было 64 депутата Ярославской областной Думы пятого созыва. Сменился даже спикер Думы. В конце 2012 года Губернатором региона Сергеем Ястребовым Председатель Думы Виктор Рогоцкий был назначен представителем областного Правительства в Совете Федерации. 29 января 2013 года новым Председателем Думы пятого созыва был избран Илья Осипов.
Два парламентария пятого созыва были приглашены на работу в областное правительство: Александр Князьков стал первым заместителем Губернатора, а Александр Шилов возглавил департамент агропромышленного комплекса. Депутат Альфир Бакиров был утвержден на должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области.
    В самом начале созыва ЛДПР-овец Александр Галич уступил свой мандат однопартийцу Сергею Салову, Александр Шилов – Сергею Егорову. Два представителя фракции – Виктор Кашапов и Владимир Волков – трагически погибли в автокатастрофах. Перемены были и среди единороссов: ставшая депутатом ГосДумы России Валентина Терешкова уступила свое депутатское кресло в областном парламенте Николаю Канину; назначенный первым заместителем губернатора Александр Князьков – Светлане Лягушевой, а получивший сенаторские полномочия Виктор Рогоцкий – Павлу Фадеичеву. Мандат Владимира Савельва, который досрочно сложил свои полномочия, был передан Светлане Ахметдиновой, мандат Альфира Бакирова – Олегу Макарову. Главу фракции КПРФ Александра Воробьева, победившего на выборах в муниципалитет, сменил Эльхан Мардалиев. Место Юрия Ласточкина, после избрания его мэром Рыбинска, занял Игорь Юдин. На довыборах в округе после ухода Сергея Замораева победил Антон Артемьев. После ухода из Думы Якова Якушева довыборы не проводились.
Из 50 депутатов Ярославской областной Думы пятого созыва 38 вошли в состав фракции «Единая Россия», 5 – в состав фракции ЛДПР, 4 – в состав фракции КПРФ, во фракцию «Патриоты России» вошли два депутата. Фракцию «Единая Россия» возглавил председатель областного Сове- та профсоюзов Владимир Савельев. Руководителем фракции КПРФ был избран второй секретарь ярославского обкома КПРФ Александр Воробьев. Лидером фракции «Патриоты России» стал Александр Цветков. Фракцию ЛДПР возглавил региональный координатор Виктор Кашапов.


    Активную роль в работе Ярославской областной Думы сыграл Губернатор Ярославской области Сергей Вахруков. Он присутствовал на рассмотрении практически всех вопросов повестки дня пленарных заседаний Думы, выступал с подробными докладами, отвечал на вопросы депутатов по разным аспектам жизни региона. Перед новым созывом Думы глава региона озвучил принципы новой бюджетной политики: переход от подхода бюджетирования по затратам к бюджетированию, ориентированному на результат, взвешенная политика в вопросах государственных заимствований, последовательное сокращение дефицита бюджета, привлечение к софинансированию ключевых объектов средств федерального бюджета и негосударственных средств.
     Ярославская областная Дума пятого созыва вплотную занималась вопросами выживания моногородов и развития инвестиционной привлекательности. Мировой финансовый кризис больнее всего ударил по промышленным регионам, одним из которых является Ярославская область, и особенно тяжелыми последствиями кризис обернулся для моногородов. В Ярославской области в сложную ситуацию попали Тутаев и Гаврилов-Ям. Оба они были включены в федеральную программу поддержки моногородов. Выходом из кризиса было создание на основе их предприятий промышленных площадок – технопарков – готовых инфраструктурных условий для прихода инвесторов с новыми производствами, которые создадут новые рабочие места и обеспечат поступления в бюджет. Технопарки требовали больших финансовых вложений. Программа, рассчитанная на пять лет, с 2010 по 2015 годы, предусматривала финансирование в размере 5,4 миллиарда рублей, где более 4 миллиардов – внебюджетные средства, 741 миллион должна была вложить федеральная казна, 341 – областной бюджет и 25 миллионов – муниципальные деньги. Окончание программы создания технопарков было намечено на 2015 год, сроки окупаемости рассчитаны на 6 лет.
    Депутаты жестко контролировали использование средств областного бюджета, критиковали исполнительную власть за затягивание реализации некоторых этапов программы, неоднократно выезжали с проверками на территории технопарков. По инициативе депутатов Думы Контрольно-счетная палата области провела проверку и выявила многочисленные нарушения в использовании бюджетных средств. Работа парламентариев позволила сделать гласной реализацию программы по созданию технопарков, выявить недостатки и вовремя их преодолеть. В начале 2013 года тутаевский технопарк «Мастер» уже начал свою работу и предоставил площадки для первых резидентов.


      В целом депутаты пятого созыва Ярославской областной Думы очень серьезно подходили к вопросам контроля расходования бюджетных денег. Так, были инициированы проверки эффективности затрат на строительство концертно-зрелищного центра «Миллениум» в Ярославле, финансирование футбольного клуба «Шинник», реализацию программы «Чистая вода», модернизацию аэропорта «Туношна».
28 июня 2011 года Ярославская областная Дума приняла закон «О дорожном фонде в Ярославской области». С этого момента началась серьезная дискуссия о методике распределения «дорожных денег» и поиска механизмов контроля за качеством ремонта и содержанием дорог и работой подрядчика. «Дорожная» рабочая группа собиралась почти каждый месяц, и на заседаниях ко- миссий вопросам дорожного фонда отводилось по несколько часов.
    Средства дорожного фонда делились на несколько частей. Около 50 % – шло муниципальным образованиям. Количество средств, предназначающихся тому или другому муниципальному району, напрямую зависело от протяженности дорог. Однако первый же год работы показал, что данная методика ставит в невыгодное положение крупные города: километраж дорог в них меньше, чем в сельских районах, а интенсивность движения намного больше. После первого года работы фонда, депутаты приняли решение скорректировать методику.


    Однако вопрос с качеством ремонта остался от крытым, несмотря на усилия и чиновников, и депутатов, и общественности. Вопрос, что важнее: «освоить» средства или добиваться от подрядчика качества и соблюдения технологий ценой сроков, обсуждался как в думских комитетах, так и на страницах СМИ. Депутаты не раз выезжали с экстренной проверкой, получив сообщение о нарушении подрядчиками стандартов работ: укладки асфальта в дождь или при отрицательных температурах. Несмотря на все усилия проблемы качества дорожного строительства до сих пор требуют решения.
    Депутаты не раз обращались к теме точечной за- стройки в Ярославле. К разговору приглашались представители областных властей, мэрии города Ярославля, федеральных ведомств и экспертных организаций. Депутаты настаивали, город должен иметь генеральный план развития и утвержденные проекты планировки территорий, причем формирование этих планов должно быть публичным, только тогда возможно учесть все интересы. Тем не менее большинство норм, отнимающих у местных властей возможность запрещать уплотнительную застройку, заложено в федеральном градостроительном кодексе. Поэтому по итогам слушаний было сформулировано предложение федеральным законодателям внести поправки в этот документ.


    За пятый созыв депутаты дважды обращались к теме жилищного строительства. В 2008 году парламентарии обсуждали реализацию на территории Ярославской области приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», а в 2013 году депутатами были инициированы слушания на тему «Жилищное строительство в Ярославской области». Ярославские парламентарии разработали механизм ускорения получения согласований на строительство жилья для жителей расселяемых ветхих и аварийных домов. Ярославская Дума внесла в ГосДуму поправки в два федеральных нормативных акта – ФЗ No 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и ФЗ No 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Эти поправки позволяют сократить сроки жилищного строительства от 4 до 10 месяцев и снизить стоимость возводимого жилья более чем на 30 процентов.


    В 2013 году депутаты пятого созыва Думы начали работу над региональными законопроектами о капитальном ремонте многоквартирных домов. Работу осложняло то, что федеральное законодательство в этой сфере было абсолютно новым и только формирующимся, не было четко прописанных правил для региональных фондов, не было регламента выбора домов, ремонт которых должен финансироваться из фонда. Соответственно, создание полноценного и всеобъемлющего регионального закона представлялось очень сложной задачей. Депутаты даже предлагали федеральной власти отложить вступление в силу норм этого документа, пока не будут законодательно закреплены четкие, понятные, и, самое главное, справедливые правила финансирования капитального ремонта жилья. Тем не менее федерация на призыв ярославцев не ответила, но ГосДума РФ 28 декабря 2013 года внесла значимые правки в федеральный закон.
     Ярославская областная Дума пятого созыва уделяла много внимания вопросам социального обеспечения граждан. Важнейшее значение для защиты социальных прав граждан имело принятие областной Думой в 2008 году Социального кодекса Ярославской области. Кодекс – это широкая законодательная платформа, объединившая все законодательные нормы в сферах социального и пенсионного обеспечения, здравоохранения и образования. Одна из важнейших задач, которую реализовал Социальный кодекс – тщательная ревизия социальных законов области и обеспечение действенного механизма их реализации. Кодекс позволил решить целый комплекс проблем, связанных с социальной сферой. В первую очередь, реализовать принцип «одного окна», максимально упростив необходимые бюрократические процедуры. В Социальный кодекс вошли все действующие в тот период в регионе социальные льготы и выплаты. Каждый год выплаты, прописанные в Кодексе, индексируются в соответствии с ростом инфляции.


   Дума приняла закон «О гарантиях прав ребенка». Он определил организационные основы реализации государственной политики в интересах детей и защиты их прав. Среди важнейших мероприятий можно назвать меры по поддержке одарённых детей, оздоровлению и занятости детей в каникулярное время, а также меры по защите детей от факторов, негативно влияющих на их развитие.
В период экономического кризиса, когда многие ярославские предприятия испытывали трудности и вынуждены были сокращать выплаты сотрудникам, региональные власти обеспечили из областного бюджета оплату завтраков для школьников младших классов независимо от уровня доходов их родителей.
По инициативе депутатов в 2011 году были установлены выплаты семьям при рождении двойни или тройни. Это радостное событие в ярославских семьях парламентарии предложили поддержать материально в размере 40 тысяч рублей.


     Кроме того, Дума приняла обращение к Президенту РФ Дмитрию Медведеву о принятии мер по улучшению жилищных условий многодетных семей, воспитывающих пятерых и более детей. Такие семьи предложили включить в государственную программу по обеспечению доступным и комфортным жильем граждан Российской Феде- рации. Также ярославцы выразили уверенность, что на федеральном уровне необходимо разработать проект федерального закона о поддержке многодетных семей.
     В целом, вопросы социального обеспечения всегда были в центре внимания депутатов Думы пятого созыва.
В 2008 году впервые в истории региона областной бюджет, во многом благодаря федеральной помощи в преддверии 1000-летия Ярославии, был утвержден без дефицита. Тем не менее по мере воздействия экономического кризиса на экономику региона, каждый последующий бюджет наращивал как процент дефицита, так и долговые обязательства. С одной стороны, собственные до- ходы региона снижались, а социальная нагрузка, подкрепленная обязательствами по повышению заработной платы бюджетникам, возрастала.


     Осознавая эти риски для регионального бюджета, депутаты пятого созыва Думы неоднократно обращались в федеральные органы власти с просьбой обратить внимание на эту ситуацию. В 2008 году ярославская Дума обратилась к Председателю Правительства РФ Владимиру Путину, Совету Федерации и ГосДуме РФ с просьбой рассмотреть вопрос о финансовом обеспечении дополнительных расходов бюджетов субъектов РФ на увеличение зарплаты работников бюджетной сферы в форме выделения из федерального бюджета соответствующей субвенции или перераспределения на- логовых доходов между бюджетами федерального и регионального уровней.
      Искали депутаты и другие источники пополнения областного бюджета. Один из выходов они видели в увеличении поступлений от акцизов на нефтепродукты. В 2009 году народные избранники обратились к ОАО «НГК «Славнефть» с просьбой пересмотреть соглашения о сотрудничестве между Правительством Ярославской области и ОАО «НГК «Славнефть» в сторону увеличения суммы платежей по налогу на прибыль организации в бюджет региона. Кроме того, ярославские парламентарии обратились к Председателю Правительства РФ Владимиру Путину об изменении порядка зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации (увеличение доли налога, оставляемого в бюджетах субъектов РФ, непосредственно от налогоплательщиков, осуществляющих свою хозяйственную деятельность на территории соответствующего региона).


     Прекрасно понимая, что для обеспечения социальных обязательств бюджета необходимо заботиться о производственной сфере региона и помогать предпринимателям, депутаты пятого созыва принимали ряд важных законопроектов для развития экономики Ярославской области. Следует отметить закон «О развитии малого и среднего предпринимательства», в котором определены полномочия органов государственной власти Ярославской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства, формы поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, субъектный состав организаций, образующих инфраструктуру данной поддержки.
   Отдельные депутатские слушания парламентарии посвятили состоянию и перспективам развития машиностроительного комплекса Ярославской области. Кроме того, в 2013 году был принят закон «О государственной поддержке социально ответственных работодателей», который направлен на государственную поддержку предприятий и организаций, уделяющих много внимания заботе о своих сотрудниках.


      Важное значение для развития гражданского общества в регионе получил ряд принятых Думой законов:
• «Об Общественной палате Ярославской области». Новый орган в составе 80 человек призван привлечь граждан и некоммерческие организации к выработке и реализации гражданских инициатив, он создан в целях учета общественного мнения при принятии решений органами государственной власти и органами местного самоуправления, обеспечения общественного контроля за их деятельностью;
• «О мерах по противодействию коррупции в Ярославской области». В частности, он предусмотрел проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами госвласти региона, для выявления и устранения коррупциогенных факторов;
• «О порядке отзыва Губернатора Ярославской области» (2012 год), его действие будет распространяться на главу региона, который будет избран на запланированных на 2015 год губернаторских выборах;
• новая редакция закона «О выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области», который внес важные поправки в систему выборов в Ярославскую областную Думу. Теперь списки кандидатов от партий тесно увязывались с избирательными округами. Так, партийные списки были разделены на территориальные группы, соответствующие 25-ти одномандатным округам. Такая система была нацелена, во-первых, на большую прозрачность при формировании партийных списков, а во-вторых, на отказ от практики «паровозов», которая позволяла за одним узнаваемым и популярным лидером «прятать» неизвестных и не зарекомендовавших себя в политике фигур. Во главе своего списка партия могла выставить одного лидера, но, если после выборов возглавляющий список кандидат отказывался от мандата, то его мандат переходил не к партии, а в избирательную комиссию на перераспределение между всеми партиями, пре- одолевшими выборный барьер. Но самое главное, такая система формирования партийных списков позволила избирателям понять, какой депутат и от какой партии будет представлять их интересы, интересы их округа в областном законодательном собрании;
• «Об Уполномоченном по правам ребенка». Первого детского омбудсмена Татьяну Бондареву в 2013 году сменила Татьяна Степанова;
• «Об Уполномоченном по правам человека в Ярославской области». На пост регионального омбудсмена в 2013 году был назначен Сергей Бабуркин;
• «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ярославской области». В 2013 году депутаты утвердили на этот пост своего бывшего коллегу Альфира Бакирова.


     В 2013 году Ярославская областная Дума утверди- ла Положение о правовом мониторинге, в рамках которого должен проводиться сбор, обобщение, анализ и оценка информации о практике приме- нения нормативных правовых актов Российской Федерации и Ярославской области, в том числе за- конов, принятых Ярославской областной Думой.
     Важным аспектом в вопросе обеспечения законодательных норм региона федеральному законодательству стало наделение прокурора Ярославской области правом законодательной инициативы в Ярославской областной Думе. Это решение было принято в 2008 году.
     В целом Ярославская областная Дума пятого созыва приняла 1800 нормативных правовых актов (из них 371 – законы, остальные 1429 – постановления), направила 19 федеральных инициатив и 27 обращений в федеральные органы власти. Было проведено 58 заседаний Думы, 10 правительственных часов, 8 депутатских слушаний, 435 заседаний комитетов.
     В связи с установлением единого дня голосования по всей Российской Федерации 8 сентября полномочия Ярославской областной Думы пятого созыва фактически были продлены на полгода: с марта по сентябрь 2013 года.



 



 


 


 


 


 


 



Инициативы и обращения Думы в федеральные структуры

 Ноябрь 

П В С Ч П С В
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

 2017 

Трансляция заседания Думы 20 лет Думе История семьи - история победы

Ссылки


    Портал органов государственной власти Ярославской области

    Президент Российской Федерации

    Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

    Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

    Мы в Facebook

    Мы в ВКонтакте

    Мы в Twitter

    Общественная палата Ярославской области

    Избирательная комиссия Ярославской области

    Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)

    Официальный интернет-портал правовой информации

Закупки