Ярославская областная Дума

Также в разделе

О проекте областного бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (Инф-аналит.зап.№29 от 10.11.2011)

Заместителю Председателя

Ярославской областной Думы

Е.Н.Заяшникову

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

О проекте областного бюджета на 2012 год
и на плановый период 2013 и 2014 годов

По Вашему поручению аналитическим управлением аппарата Ярославской областной Думы подготовлена справочная аналитическая информация о проекте областного бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, внесенном Губернатором Ярославской области на рассмотрение Ярославской областной Думы 01.11.2011.

Прилагаемая информация включает сведения об основных характеристиках областного бюджета и краткий комментарий по данному вопросу.

Настоящая информационно-аналитическая записка может быть использована депутатами Ярославской областной Думы в качестве вспомогательного аналитического инструмента при рассмотрении проекта и утверждении областного бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

Приложение на 22 листах.

Начальник управления А.А. Ерошин

В подготовке материала участвовали:

Белякова И.Н.,

Михайлов И.А.,

Чернышев П.С., 30-53-31


Приложение 1-Основные показатели
Приложение 2-Собственные доходы
Приложение 3.1-Суммы налога на прибыль
Приложение 3.2-Динамика налога на прибыль
Приложение 3.3-Поквартал.налог на приб. и НДФЛ
Приложение 4.1-Суммы НДФЛ
Приложение 4.2-Суммы акцизов
Приложение 4.3-Суммы налога на имущество
Приложение 5-Расходы по разделам
Приложение 6-Укрупненная структура расходов
Приложение 7-Капитальные расходы
Приложение 8-МБТ
Приложение 9-Дефицит
Приложение 10-Источники дефицита
Приложение 11-Издержки госдолга

Краткий комментарий
к аналитическим материалам о проекте областного бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов

1. Об основных характеристиках бюджета

Общий объем доходов областного бюджета на 2012 год прогнозируется в сумме 38,9 млрд. руб., в том числе налоговые и неналоговые (собственные) доходы – 35,3 млрд. руб., безвозмездные поступления – 3,6 млрд. руб. Собственные доходы по сравнению с показателем в действующем законе об областном бюджете на 2011 год (в редакции от 30.09.2011) предлагается увеличить на 4,9 млрд. руб.; в том же сравнении безвозмездные поступления (средства федерального бюджета и Фонда содействия реформированию ЖКХ) уменьшены на 5,0 млрд. руб. Но здесь нужно иметь в виду, что в течение 2011 года планируемая сумма безвозмездных поступлений постепенно увеличивалась, в то время как в аналогично внесенном проекте на 2011 год было предусмотрено только 3,1 млрд. руб.

Общий объем расходов областного бюджета на 2012 год планируется в сумме 42,5 млрд. руб., что обусловлено имеющимися доходными источниками и целями социально-экономической политики органов государственной власти Ярославской области. Общий анализ структуры расходов показывает уверенный приоритет затрат социальной направленности (по расчетам аналитического управления ⅔ всех расходов). В связи с ограниченностью федеральных поступлений уменьшаются расходы на экономику, включая сектор ЖКХ, по отношению к плану на 2011 год примерно на 0,5 млрд. руб. и кроме того, предлагается сократить расходы общегосударственного характера на 3,2 млрд. руб.

При указанных доходах и расходах дефицит областного бюджета составит 3,6 млрд. руб., что, естественно, повлечет увеличение государственного долга Ярославской области. Согласно программе государственных внутренних заимствований на 2012 год ожидается увеличение госдолга с 13,3 до 16,7 млрд. руб. (без учета обязательств по государственным гарантиям). В среднесрочном плановом периоде предполагается устранить дефицит бюджета и стабилизировать размер государственного долга (на начало 2013 года – 16,7 млрд. руб., на начало 2014 года – 16,1 млрд. руб., на начало 2015 года – 15,7 млрд. руб.).

2. О доходах бюджета

Увеличение собственных доходов областного бюджета на 2012 год по отношению к уровню, ожидаемому в текущем году, на 17,0% обусловлено приростом поступлений основных (по удельному весу) налогов: налога на прибыль организаций – на 10,6%, налога на доходы физических лиц – на 28,6%, акцизов – на 25,3%, налога на имущество организаций – на 8,5%. Сумма неналоговых и других, кроме вышеуказанных, налоговых доходов, прогнозируемая к получению в 2012 году, меньше соответствующего ожидаемого результата за 2011 год на 2,7%.

Анализ динамики поступления основных налогов в областной бюджет в течение предшествующих пяти лет свидетельствует в пользу достаточно успешного прогнозирования органами исполнительной власти Ярославской области показателей доходов в части налога на доходы физических лиц, акцизов и налога на имущество организаций. Но имеются примеры и неудачной оценки. Так, в 2009 году оказался завышенным первоначальный прогноз НДФЛ (8004,1 млн. руб.). Ошибочность прогноза была устранена текущей корректировкой (конечный план 5680,0 млн. руб. при факте 5691,4 млн. руб.). Другой случай неточности планирования – поступление акцизов в 2010 году: факт 6864,2 млн. руб. при плане 8257,9 млн. руб. Если, далее, руководствоваться оценкой фактического поступления акцизов в областной бюджет в 2011 году (7599,7 млн. руб.), то при существующем плане (8426,5 млн. руб.) можно признать ошибку в текущем году в сумме почти на один млрд. рублей. Указанные примеры, однако, не исключают общего правила – достоверного прогнозирования поступлений в областной бюджет трех перечисленных налогов.

Но остается поле для дискуссии в отношении налога на прибыль организаций, поступление которого в бюджет чувствительно отражает состояние реального сектора экономики. Об этом свидетельствует график налоговых поступлений за последние годы. Следует также отметить одну важную тенденцию: начиная с 2009 года (с учетом текущей корректировки) фактическая сумма налога на прибыль организаций превышает планируемый уровень. Данное обстоятельство дает некоторые основания для оптимистического предположения о существовании резерва увеличения доходной части первоначально утверждаемого Думой областного бюджета.

С аналитической точки зрения, имеются два компонента дополнительного поступления налога на прибыль организаций:

1) оценка IV-го квартала текущего 2011 года: тенденция, указанная в графическом приложении, позволяет с необходимой осторожностью увеличить ожидаемую сумму на 100 – 150 млн. руб. (соответственно до 2380 – 2430 млн. руб.);

2) оценка прироста суммы налога в предстоящем 2012 году к вышеуказанному ожидаемому уровню 2011 года: прирост поступления налога в областной бюджет в 2012 году можно с умеренной осторожностью (разработчик законопроекта полагается на оптимистический сценарий, хотя, на самом деле, его оценка является пессимистической по показателям ВРП и инфляции) повысить с 10,6% до 11,5 – 12,0 %.

Таким образом, планируемую сумму поступлений налога на прибыль организаций в областной бюджет и соответственно общий объем доходов областного бюджета на 2012 год, по мнению аналитического управления аппарата Ярославской областной Думы, допустимо увеличить на 150 млн. руб. В то же время, аналитическое управление обращает внимание на риск ухудшения общей экономической ситуации, связанного с мировыми финансово-экономическими потрясениями. В случае реализации кризисного сценария развития национальной экономики поступление налога на прибыль в областной бюджет может оказаться даже меньше прогнозируемого уровня.

3. О расходах и дефиците бюджета

При характеристике структуры расходов областного бюджета на 2012 год следует обратить внимание на ряд моментов:

1) уверенный приоритет социальных расходов. Графическое рассмотрение вопроса помогает установить социальную направленность областного бюджета, имеющую тенденцию к увеличению в номинальных показателях. На этом фоне повышение доли социального сектора в общем объеме расходов с 55,1% в 2006 году до 67,0% в предстоящем 2012 году свидетельствует о росте значения социальных расходов в реальном измерении;

2) расходы областного бюджета постепенно все в меньшей степени становятся зависимыми от безвозмездных поступлений из федерального бюджета и средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Основанием этого является не только относительное уменьшение федеральной помощи в связи с прохождением «пика» праздничных мероприятий по 1000-летию города Ярославля, но, прежде всего, увеличение собственных доходных источников;

3) к числу существенных изменений расходных обязательств Ярославской области в 2012 финансовом году по сравнению с предшествующими периодами относятся:

- ремонт и капитальный ремонт дорог в муниципальных образованиях Ярославской области (+945,3 млн. руб.);

- строительство детских образовательных учреждений (222,5 млн. руб.) и в целом расходы по дошкольному образованию (+939 млн. руб.);

- передача полномочий по медико-санитарной и скорой медпомощи на региональный уровень (2125 млн. руб.);

- передача обязательств по финансированию расходов в части национальной безопасности на федеральный уровень (-670 млн. руб.);

- нецелевые дотации местным бюджетам (-1571тыс. руб.) и другие виды финансовой помощи.

Дефицит областного бюджета на 2012 год при установленных доходах и расходах составит 3,6 млрд. руб. В новом периоде изменяется структура источников финансирования дефицита бюджета: теперь главную роль играют средства от размещения ценных бумаг, а в рамках кредитных соглашений возрастет значение погашения обязательств по бюджетным кредитам от бюджетов других уровней (в 2011 году такого рода погашение составит 303,1 млн. руб., в 2012 году – 1266,2 млн. руб.).



Инициативы и обращения Думы в федеральные структуры